Есть ли будущее у беспилотных авто | Ключевые игроки, аварии и перспективы автопилота

est li buduschee u bespilotnyh avto klyuchevye igroki avarii i perspektivy avtopilota 870x400 Обзоры Компаний

После апрельского столкновения автомобиля Tesla с деревом СМИ облетели заголовки:

Два человека погибли в аварии электрокара Tesla в США. Машиной предположительно управлял автопилот.

Этот случай снова привлёк внимание общественности к проблеме безопасности самоуправляемого автотранспорта.

Как далеко продвинулись разработчики беспилотных транспортных средств? Насколько надёжны их разработки? Кто на данный момент лидирует в этой сфере?

Вся правда о беспилотниках — в видео ниже.

История автономности

houdina radio control
Houdina Radio Control

Первой реализацией идеи беспилотного транспорта стала радиоуправляемая машина Houdina Radio Control, которая была создана в 1926 году. На крышу автомобиля крепилась антенна, через которую он управлялся с пассажирского сиденья следовавшей за ним машины.

В 1956 году General Motors выпустила телешоу под названием «Ключ к будущему». В шоу компания предсказывала:

Беспилотные автомобили станут реальностью уже к 1976 году.

firebird 1024x698
Firebird

Тогда General Motors показала 8-минутное видео, в котором отец семейства переключает тумблеры на приборной панели Firebird, выбирает полосу для беспилотных автомобилей и передаёт управление системе, управляемой радаром.

Затем руль убирается в приборную панель, а папа начинает курить сигару.

Дальше фантазий дело не очень пошло. В те времена инженерам не хватало:

  • технологий
  • вычислительных мощностей
  • денег

Чтобы научить машину ездить самостоятельно, нужно много тренировочных данных и алгоритмов.

В 1981 году основатель компании Microsoft Corporation Билл Гейтс заявил:

640 килобайт памяти с избытком хватит любому компьютеру.

В 2020 году электромобиль Tesla Model S генерирует до 25 гигабайт данных в час.

Требуемые мощности для компьютера и электромобиля Tesla

 Компьютер (Кбайт/час)Электромобиль (Гбайт/час)
Мощность64025

Требуется:

  • расширять мощности
  • обновлять алгоритмы
  • финансировать исследования

Поэтому инвестиции в создание автопилота являются венчурными. Их могут себе позволить только крупные компании. Даже при гигантских вливаниях денег успех не гарантирован.

За 6 лет Uber Technologies вложил в разработку автопилота 1 миллиард долларов. Но в конце 2020 года он отказался от этой идеи и продал своё автономное подразделение стартапу Aurora.

В 2019 году Hyundai Motor Company объявила:

Мы вложим в self-driving 35 миллиардов долларов до 2025 года.

Звучит амбициозно, так как сумма равна всей капитализации корейского производителя.

Apple тоже в игре. С 2014 года в секретный проект Titan вблизи Купертино было вовлечено более 1000 человек. Первоначально планировалось создать автомобиль с нуля. Но после нескольких смен руководства и сотен увольнений в компании решили заняться исключительно разработкой.

В 2017 году Apple получила разрешение штата Калифорния на испытание беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Некоторые аналитики склоняются к тому, что датой выпуска конечного продукта будет являться 2025 год.

Waymo потратила около 5 миллиардов на финансирование своих разработок беспилотников.

Совокупные денежные затраты всех компаний оцениваются в 20 миллиардов долларов.

Затраты компаний на разработки беспилотников

 Uber TechnologiesHyundai Motor Company (до 2025 года)WaymoСовокупные
Денежные затраты (млрд. долларов)135520

Тут возникает логичный вопрос: «А зачем такие усилия и затраты, если в результате водителю всё равно придётся класть руки на руль, когда он едет с включенным автопилотом?» Есть классификация международного сообщества автомобильных инженеров SAE International, куда входит более 120 тысяч специалистов из сотни стран. Согласно классификации, существует 6 уровней автономности транспортного средства.

6 уровней автопилотов

urovni avtonomnosti 1024x543
Уровни автономности

Уровень 0 — базовый

Это обычная машина без автопилота. Водитель сидит и сам всё контролирует:

  • руль
  • тормоз
  • газ

Уровень 1 — помощь водителю

Автомобиль помогает тормозить или ускоряться. К таким машинам относятся автомобили с круиз-контролем.

Уровень 2 — частичная автоматизация

Автомобиль может одновременно контролировать ускорение и торможение. Но человек должен следить за ситуацией. Он должен быть готов принять на себя управление.

Уровень 3 — условная автоматизация

Машина может управлять движением полностью, но в какой-то момент может попросить принять управление на себя.

Переход от уровня 2 к уровню 3 кажется едва заметным с точки зрения человека. Но он очень существенен с точки зрения технологий.

Транспортные средства уровня 3 считывают окружающую среду. Они могут самостоятельно принимать решения, например, идти на обгон медленно движущегося автобуса. В свободной продаже таких автомобилей нет.

В декабрьском твите 2020 года Илон Маск намекнул про новое поколение автопилота бета-версии FSD Full self-driving:

Я играю в игру Cyberpunk за рулём, пока автомобиль едет самостоятельно.

Однако юристы Tesla — люди осторожные. Они настаивают:

Проектируемые транспортные средства пока соответствуют только лишь уровню 2 автономности.

За рулём должен быть водитель, который контролирует ситуацию. Компании не нужны проблемы и многочисленные иски, когда водители откажутся от управления и переберутся в пассажирское кресло, а машина попадёт в ДТП.

Официально автономность уровня 3 пока никому не удалось реализовать.

Уровень 4 — высокая автоматизация

Благодаря искусственному интеллекту транспортное средство с ещё более сложными дорожными ситуациями, чем на уровне 3. Водителю можно отпустить руль и вообще не вмешиваться.

Если автомобиль не сможет принять решение, он об этом скажет и плавно припаркуется на обочине.

О разработках уровня 4 заявляют несколько компаний.

Французская компания Navia продаёт в США свои электрические шаттлы и такси уровня 4. Они используются в Лас-Вегасе и Мичиганском университете.

waymo 1024x578
Waymo

Детище Alphabet Waymo представило беспилотные такси в городах Аризоны. В Нью-Йорке они будут бесполезными, потому что искусственный интеллект Waymo пока не справляется с неизученной дорожной обстановкой.

Проект Baidu под названием Apollo уже несколько лет занимается беспилотниками. Собственный автомобиль китайский поисковик хочет выпустить через 3 года в сотрудничестве с Geely Automobile Holdings Limited.

В будущее смотрит также и General Motors. В ходе тестирования, проведённого изданием Consumer Reports осенью 2020 года, система суперкруиз от General Motors превзошла автопилот от Tesla. Испытания проводились на ограниченной территории, а вне США и Канады автомобили  General Motors не смогут справиться с дорогой, потому что местность будет неизвестна бортовым датчикам.

По этой причине большой китайский рынок останется недоступен для автопилотов от следующих компаний:

  • General Motors
  • Alphabet

Китайские власти вряд ли позволят американцам ездить по городам страны и картографировать улицы лидарами.

У Yandex есть тестовые зоны беспилотного такси в городах:

  • Сколково
  • Иннополис

Поездки проходят под присмотром инженера, который сидит на месте пассажира.

Уровень 5 — полная автоматизация

Это полная автономия, когда участие человека совершенно не требуется. Машина сама принимает решение в любой ситуации, а руль и педали могут отсутствовать.

Ранние прототипы полностью автономных автомобилей уже проходят испытания, но на горизонте ближайших 10 лет вряд ли такие технологии будут использоваться в современной городской среде, потому что риски очень высоки.

На дорогах мира можно встретить машины с уровнем 3 автономности — это электрокары Tesla с опцией автопилота. Но юристы компании с этим не согласны. Представители уровня 4 — такси и шаттлы — пока колесят только в строго ограниченных районах, которые тщательно картографированы.

Как работают беспилотные автомобили?

Чтобы приехать в пункт назначения, беспилотный автомобиль должен:

  • знать маршрут
  • понимать окружающую обстановку
  • соблюдать ПДД
  • корректно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения
apparatnoe obespechenie bespilotnika 1024x520
Аппаратное обеспечение беспилотника

Чтобы соответствовать вышеперечисленным требованиям, беспилотник использует:

  • камеры
  • радары
  • лидары
  • искусственный интеллект

Лидар — это лазерная установка, которая постоянно вращается и «стреляет» лазером во всех направлениях. Она выдаёт расстояние до каждой точки, которую удалось измерить.

Лидар — дорогая штука. На данный момент она стоит от $6000. В беспилотном автомобиле их требуется от 2 до 5 штук. На вопрос, можно ли обойтись без дорогого лидара, Илон Маск нам отвечает утвердительно.

sravnenie tesla i waymo 1024x460
Сравнение Tesla и Waymo

Если сравнить Tesla и Waymo, то у детища Alphabet на крыше есть блок с лидарами. Tesla не использует лидары, её крыша обтекаемая, как у обычного автомобиля. Вот что говорит Маск:

Лидар — это потеря времени. Все, кто полагается на лидар, обречены.

bespilotnik tesla 1024x609
Беспилотник Tesla

В Tesla решили обойтись всего 8 камерами:

  • спереди — 3
  • сзади — 1
  • справа — 2
  • слева — 2

У автопилота компании также есть:

  • передний радар
  • 12 ультразвуковых датчиков 

Подход Tesla дешевле, но он требует много вычислительной мощности. Илон Маск делает ставку на развитие компьютерного зрения, чтобы заменить им дорогие лидары. Он говорит:

У камер гораздо выше разрешение за счёт цвета. Они могут видеть объекты на очень дальнем расстоянии.

Tesla надеется на то, что огромное количество данных, полученных от машин из их автопарка, — это секретный ингредиент их будущего успеха.

Полноценный автопилот Tesla не входит в стандартную конфигурацию автомобиля. За него придётся доплатить ещё 10 тысяч долларов или взять по подписке. В США деньги будут списываться с банковского счёта каждый месяц, как будто бы ты платишь за телефон или Apple Music.

Подписка на автопилот хороша ещё и для тех, кто хотел бы испытать функцию перед тем, как принимать ответственное решение о покупке.

Автомобилю с включенным автопилотом требуется высокопроизводительный чип для обработки и хранения всей поступающей с датчиков информации. Tesla разработала собственный 14-нанометровый чип.

Раньше их делала компания Nvidia Corporation, а сейчас производит лаборатория Samsung Group в Техасе. Аналитики японского издания Nikkei Business Publications подсчитали, что остальные автопроизводители смогут создать подобные технологии не раньше, чем в 2025 году.

У Nvidia Corporation есть суперкомпьютер для самоуправляемых автомобилей уровня 5. Но по энергопотреблению их чип проигрывает Tesla примерно в 5 раз.

Летом 2020 года Mercedes-Benz и Nvidia Corporation объявили о расширении сотрудничества ради создания революционной вычислительной системы с использованием:

  • искусственного интеллекта
  • нейронных сетей

Наценка к стоимости машины за наличие автопилота будет составлять 10 тысяч долларов.

Автопилоты — это опасно?

О первом смертельном ДТП с участием автопилота сообщалось ещё в 2016 году. Тогда Tesla Model S попала под грузовой прицеп с высоким дорожным просветом. В блоге Tesla говорится:

Ни водитель, ни бортовые системы не увидели белый бок прицепа на фоне яркого неба.

Сейчас в США расследуются 24 аварии с участием Tesla, в которых водители пользовались или могли использовать автопилот.

dorozhno transportnye proisshestviya za 2020 god
Дорожно-транспортные происшествия за 2020 год

Согласно статистике ГИБДД, в России за 2020 год в ДТП погибло более 16 тысяч водителей и пассажиров. В среднем это 44 смерти в день.

В США смертей на дорогах примерно в 2 раза больше — около 36 тысяч случаев за год. По данным американского Национального управления безопасностью движения на трассах, средний показатель для автомобилей под управлением человека — это 1 авария на каждые 800 тысяч километров.

Статистика аварий в России и США в 2020 году

 РоссияСША
Количество погибших (тыс. чел.)1636

Согласно статистике Tesla, ДТП с участием электрокара с включенным автопилотом случается 1 раз на 6,8 миллиона километров. Езда на автопилоте Tesla в 8,5 раз безопаснее, чем без него.

Однако к единичным, очень трагичным, но относительно редким фатальным исходам с участием автопилота приковано большое внимание. Всё дело здесь в общественной психологии. Обычно людей пугают разработки, которые представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья.

Несчастные случаи указывают на уязвимость в алгоритмах безопасности. Это тревожит:

  • регулирующие органы
  • обычных пользователей

Выводы

Чтобы выжить в следующем 10-летии, автоконцерны будут вынуждены вкладываться в системы самоуправления автомобилей.

Некоторые из нас застанут дни, когда на улицах появятся беспилотники пятого поколения, а руль и педали будут законодательно запрещены. Пробок и аварий станет меньше, и мир уже никогда не будет прежним. Звучит завораживающе!

Сейчас же лидером в области автономного вождения остаётся Tesla. Пока Waymo и Baidu накатывают миллионы тестовых миль на полигонах и ждут изменений в законодательстве, автомобили с автопилотами Tesla уже активно используются по всему миру.

В апрельском ДТП со смертельным исходом автопилот вовсе не виноват. Как сообщил Илон Маск:

Владелец разбившегося авто не покупал функцию, которая позволяет водителю полностью передать управление автопилоту.

Записи данных подтвердили, что в момент аварии автопилот в автомобиле был выключен.

Акции, облигации и ETF мы покупаем через брокера Тинькофф Инвестиции. Можете с нами, сейчас там крутой обучающий мини-курс, после прохождения которого вам дарят акции на сумму до 25 тысяч рублей. Получить бонус просто так можно по нашей партнёрской ссылке

Ещё мы инвестируем в IPO через платформу United Traders. Если не знаете, что это такое - читайте наш подробный обзор в этой статье и инвестируйте вместе с нами.

Ещё смотрите наше свежее видео на YouTube:
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

четыре − 3 =