Ричард Фейнман: как учиться правильно?

Один из величайших физиков XX века, получивший Нобелевскую премию, изобрёл метод, который помогает прокачать свой навык обучения.

 

Кто такой Ричард Фейнман?

Ричард Фейнман: как учиться правильно?

Ричард Фейнман (на изображении слева) — это один из величайших физиков ХХ века и автор лучшего в мире курса по физике. Если вы ищете способ прокачать свой навык обучения и поумнеть, вам пригодится метод Фейнмана, потому что это лучший способ узнать что-либо как следует.

Ричард получил Нобелевскую премию. Стоит к нему прислушаться, потому что он понимал некоторые сложные концепции лучше всех в мире.

Методика Ричарда Фейнмана

Вы выбираете предмет или явление, а дальше представляете, что вам нужно объяснить это пятикласснику. Определяете, что именно вы не можете объяснить, и читаете учебник. Ещё есть опциональный пункт. Вы проверяете, редактируете и упрощаете. А затем всё заново.

В видео ниже раскрыта пошаговая методика Фейнмана.

Если вы не учитесь, вы в лучшем случае топчетесь на месте, скатываясь в ад. Но иногда трудно понять, чего именно мы не знаем. Как мы можем понять, если мы изучаем совершенно новые вещи, совершенно новый предмет?

Фейнман выделяет 2 типа знания:

  1. Когда ты знаешь что-то
  2. Когда ты знаешь только название этого чего-либо

Одна из составляющих грандиозного успеха Ричарда Фейнмана в науке — это то, что он понимал разницу между ними.

Большинство из нас фокусируются на неправильном виде знания, когда мы знаем только название предмета. А верный тип — это когда мы обладаем определёнными знаниями, можем это понять и кому-то объяснить. Вот в чём разница.

Американский философ и председатель редакционного совета «Энциклопедия Британии» Мортимер Адлер сказал:

Человек, который говорит, что знает что-то, но он просто не может этого выразить, обычно этого совсем не знает.

Шаг №1: попробовать объяснить ребёнку

Фейнман советует взять чистый лист бумаги. Мы же с вами можем открыть Google Docs или Word на компьютере. Наверху пишете название предмета или явления, о котором вы хотите что-то узнать. Далее вы пишете всё, что знаете об этом, как будто вы объясняете всё ребёнку, у которого не так уж много словарного запаса и внимания.

Часто мы себя обманываем, используя:

  • редкие слова
  • чужой жаргон
  • хитроумные термины

Таким образом мы маскируем недостаточное понимание предмета. В финансах многие используют слова, но не понимают, что такое короткая продажа, как работает маржинальное плечо. Если бы люди попытались объяснить это своим детям, у них бы ничего не вышло.

Когда вы выписываете идею от начала до конца простым языком, который поймёт даже ребёнок, вам приходится усвоить всё это на очень глубоком уровне, упрощая, но при этом осознавая глубокие связи между явлениями. Скорее всего, многие вещи из своей области вы понимаете довольно чётко и полностью. Но в некоторых областях могут возникнуть проблемы. Вот там надо будет покопаться поглубже.

Шаг №2: пересмотр

В какой-то момент времени вы:

  • найдёте пробелы в своих знаниях
  • забудете что-то важное или не сможете это объяснить
  • поймёте, что вы понимаете, но 12-летний ребёнок вас бы не понял
  • не можете вообразить общую картину со всеми взаимосвязями

В этот момент вы начнёте учиться. В этот момент начнётся самое главное — польза.

Вы вдруг поняли, что вы в чём-то застряли. Надо найти первоисточник знаний. Необходимо изучить это настолько хорошо, чтобы быть в состоянии объяснить это простыми словами! Когда вы можете объяснить своё понимание предмета без специальных терминов, многозначительных жаргонизмов и хитроумных выражений, только тогда вы демонстрируете настоящие знания. Это и есть работа, которая нужна для обучения чему-либо.

Если вы упустите или забудете сделать работу, это приведёт вас к иллюзорным знаниям. Если вы обозначите границы своего понимания, это поможет вам в дальнейшем избежать очень опасных ошибок и увеличит шансы на успех в применении ваших умений.

Шаг №3: сбор и сортировка

У вас собралось определённое количество заметок. Вы можете их посмотреть и проверить, не вставили ли вы туда сложные термины, жаргонизмы или что-то из учебника. Вы должны собрать заметки в историю, которую вы реально можете рассказать. Если вы не можете рассказать историю, значит, что-то с ней не так.

Чтобы это проверить, прочитайте  вслух. Если объяснение непростое или что-либо звучит подозрительно, это верный признак того, что ваше понимание предмета недостаточно. Оно требует дополнительных усилий и работы с вашей стороны.

Если вы будете подходить так к каждому вопросу, который вы хотите изучить, у вас возникнет большое количество заметок. Если вы будете просматривать их пару раз в год, можно будет вспомнить, что вы знали в момент их написания.

Шаг №4: проверка на практике

Проверяем свои знания на практике. По мере необходимости можно редактировать и упрощать.

Как проверить ваши знания? Очень просто. Если вы хотите точно быть уверенными, что вы что-то знаете наверняка, объясните это тому, кто ничего в этом не понимает.

Фейнман говорит:

Лучший тест на ваши знания — это ваша способность их кому-либо передать.

Пошаговая методика Ричарда Фейнмана

Шаг Суть
№1 Попробуйте объяснить ребёнку что-либо так, чтобы он понял
№2 Пересмотрите пробелы в своих знаниях и восполните их
№3 Собирайте и сортируйте полученные вами знания
№4 Проверяйте свои знания на практике

Базовые знания

Метод Фейнмана  — это:

  • прекрасный способ обучения
  • окно в другой  мир, где можно разделять идеи на базовые части и пересобирать их заново

Так создаются великие физические концепции. Если вы понимаете базу, вы можете пересобрать всё по-другому.

Если во время общения кто-то использует дико умные слова или указывает на причинно-следственные связи, которые вы не можете понять, попросите этого человека всё объяснить так, как будто вы — ребёнок. Так вы прокачаете своё понимание предмета, а этот человек получит прекрасный навык обучения объяснениям.

Подход Фейнмана помогает понять, когда люди сами не понимают, что говорят.

Кэрол Дуэк

Психолог из Америки Кэрол Дуэк изучала мотивацию и хитроумными способами научилась разделять людей на умных и не очень. Кэрол Дуэк говорит:

Ученики с фиксированным мышлением считают, что их основные способности и интеллект выдаются им при рождении.

Есть определённое количество способностей. И на этом всё. Цель таких людей — казаться умнее, чем они есть на самом деле, и никогда не выглядеть тупыми. Такие люди будут стремиться получать хорошие оценки.

Кэрол Дуэк считает:

Ученики с мышлением роста понимают, что их способности могут развиваться благодаря усилиям, которые они прилагают к обучению, и настойчивости.

Изначально все мы разные, но каждый может стать лучше, если будет над этим работать. С таким подходом к жизни можно дико поумнеть.

Кэрол Дуэк пишет:

Дети, которые получают похвалы в виде «ты круто сделал», «ты очень умный», будут более склонны к развитию фиксированного типа мышления. А вот те, кто получает похвалы в виде «круто сделано, ты много работал, ты трудился, ты старался», будут развивать мышление роста.

Надо хвалить детей за проявленное упорство и формировать у них положительное отношение к проявленным усилиям к труду.

Подход Ричарда Фейнмана также подразумевает, что интеллект — это следствие личностного роста.

Акции, облигации и ETF мы покупаем через брокера Тинькофф Инвестиции. Можете с нами, сейчас там крутой обучающий мини-курс, после прохождения которого вам дарят акции на сумму до 25 тысяч рублей. Получить бонус просто так можно по нашей партнёрской ссылке

Ещё мы инвестируем в IPO через платформу United Traders. Если не знаете, что это такое — читайте наш подробный обзор в этой статье и инвестируйте вместе с нами.

Ещё смотрите наше свежее видео на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=lDi_0L-kiAI

Оцените статью
Инвестиции простым языком - Hakon Invest
Добавить комментарий