Самолет — IPO на Мосбирже. Стоит ли инвестировать в акции ГК Самолет

samolet ipo na mosbirzhe. stoit li investirovat v akcii gk samolet raspakovka

Как устроен бизнес девелоперской компании ГК «Самолёт»? Стоит ли участвовать в IPO? Стоит ли покупать акции в портфель после IPO?

Введение

29 октября компания выходит на биржу. Инвесторам будет предложено 3078968 акций. Это чуть более 5% существующего уставного капитала компании. Акции будут предложены в ценовом диапазоне 950-1100 рублей. Капитализация компании, по оценке до размещения, составляет 57-66 миллиардов рублей. Торги акциями на Мосбирже начнутся 29 октября под тикером SMLT.

Насколько вообще интересно вкладываться в этот бизнес на длинный период?

Участие ГК «Самолёт» в IPO

Примерно половину из предложенных акций продаёт один из существующих акционеров компании Павел Голубков. Деньги от продажи этой части компании пойдут в его карман, а не в компанию. А вторая половина акций будет продана через дополнительную эмиссию, которая составит примерно 2,6% от уставного капитала.

Привлечённые средства планируется направить на:

  • покупку новых площадок в Москве и Санкт-Петербурге
  • финансирование строительства уже входящих в портфель проектов

Букраннерами и координаторами предложения выступают:

  • ВТБ Капитал
  • БКС
  • Открытие Брокер

Самолёт планирует привлечь сразу 2 маркетмейкеров для участия в торгах своими акциями на Московской бирже. Видимо, компания опасается повторения сценария недавнего выхода на биржу компании Совкомфлот. Это было печально известное IPO. Акции Совкомфлота обрушились на 13% в первые 30 минут после начала торгов.

Эмитент также установил мораторий на продажу акций в течение 90 дней для:

  • компании
  • продающего акционера
  • ряда прочих акционеров компании

Деятельность ГК «Самолёт»

Никакого отношения к авиаотрасли компания не имеет. ГК «Самолёт» была основана в 2012 году. Она является одним из крупнейших девелоперов в Московском регионе и входит в топ-10 по объёму текущего строительства в России.

По итогам 2019 года, портфель компании насчитывал 22 проекта общей площадью более 12 миллионов квадратных метров. С момента основания компании в эксплуатацию было введено более чем 1,7 миллиона квадратных метров.

Компания Самолёт включена в перечень системообразующих предприятий России. При этом основная география строительства — это Московская область и непосредственно Москва.

zemelnyj bank gk samoljot 1024x802
Земельный банк ГК Самолёт

Компания обладает крупнейшим в России земельным банком в 15,4 миллиона квадратных метров. Это превышает данный показатель у других компаний сектора, таких как:

  • ПИК
  • ЛСР
  • Эталон

Эти компании уже известны многим инвесторам.

Операционные показатели компании

Если посмотреть на операционные показатели Самолёта, то можно сказать, что компания активно развивается и захватывает долю рынка.

grafik dinamiki postuplenij ot realizacii 1024x626
График динамики поступлений от реализации

Это хорошо видно из операционных показателей компании за последние 5 лет. Например, поступления от реализации за 5 лет с 2015 года выросли на внушительные 278%. Объём заключённых контрактов за 5 лет также показывает нам весьма внушительный рост в 213%.

grafik dinamiki objoma zakljuchjonnyh kontraktov 1024x633
График динамики объёма заключённых контрактов

Следует обратить внимание на то, что в 2019 году объём заключённых контрактов незначительно снизился к результатам 2018 года.

Ипотека как основной двигатель торговли компании

Основной двигатель торговли для компании Самолёт — это ипотека. Доля ипотечников в продажах составляет 76%. Она порядочно выросла, потому что в 2015 году это было лишь 55%.

grafik dinamiki srednih cen kvartir 1024x490
График динамики средних цен квартир

Средняя цена квартир постоянно растёт. В 2019 году по сравнению с 2018 годом средняя цена выросла почти на 16%.

Финансовые показатели компании

grafik dinamiki finansovyh pokazatelej 1024x538
График динамики финансовых показателей

С ростом операционных показателей растут и доходы компании. Выручка с 2016 по 2019 гг. выросла практически в 2 раза. Средний темп роста выручки за 4 года составил 22% в год. Это приличная динамика.

Если посмотреть на скорректированную на неденежные операции EBITDA, то здесь можно увидеть менее значительный рост. Средний темп роста за 4 года — 5,4% в год.

Чистая прибыль — это, конечно, не самый эффективный показатель для растущей компании, но всё-таки он не очень радует. В 2016 году её размер был более 2 миллиардов рублей, а в 2019 году — всего лишь 864 миллиона рублей. Чистая прибыль снизилась довольно значительно.

otchjotnost kompanii gk samoljot 1024x741
Отчётность компании ГК Самолёт

В 2019 году снижение чистой прибыли обусловлено списаниями нематериальных активов. Был списан Гудвилл на 2,5 миллиарда рублей. По всей видимости, компания расчищала свой баланс как раз-таки перед выходом на биржу.

Рентабельность компании

grafik dinamiki rentabelnosti kompanii 1024x666
График динамики рентабельности компании

Уровень рентабельности у Самолёта довольно высокий. Если посмотреть на рентабельность по скорректированной EBITDA, то можно увидеть 14,7%. Это неплохо для строительной компании.

Это выше, чем, допустим, у конкурента Эталона. Там рентабельность менее 9%. Но всё-таки рентабельность Самолёта ниже, чем у компании ПИК. Там она составляет 24%.

Структура баланса компании

struktura balansa kompanii 1024x656
Структура баланса компании

Компания очень активно наращивает свои активы. На конец июня 2020 года общие активы компании составили 87,5 миллиардов рублей. В июне 2016 года эта цифра составляла 37 миллиардов рублей.

При этом общие обязательства в середине 2020 года — 81,5 миллиарда рублей. В 2016 году эта цифра составила 37,7 миллиарда рублей.

4 года назад активы компании стоили дешевле, чем составлял размер её обязательств.

С точки зрения акционерного капитала, он был отрицательным в 2016 году. А в середине 2020 года он уже вырос практически до 6 миллиардов рублей.

Благодаря эффекту низкой базы, конечно, может показаться, что рост в процентах феноменальный. Но всё-таки, если посмотреть на капитал в сравнении с обязательствами, то можно увидеть, что он ничтожно мал. Коэффициент обязательства капитала — 13,7, или 6,8% в обратной пропорции. Это немного. И это говорит о большом леверидже компании.

В целом, компания растёт, развивается. Но основной рост активов компании происходил, в первую очередь, за счёт наращивания обязательств. Это нужно понимать.

Долговая нагрузка компании

struktura dolga kompanii 1024x632
Структура долга компании

Общий долг составляет 20,4 миллиарда рублей. За вычетом имеющихся наличных на балансе чистый долг компании составляет 12,33 миллиарда рублей. При текущей скорректированной EBITDA долг составляет 7,52 миллиарда.

Долг достаточно велик, но не критичен. Коэффициент DEBT/EBITDA равен 1,64 на данный момент. Всё-таки с учётом того, что бизнес достаточно рентабельный, можно предположить, что, по крайней мере, денег на обслуживание этого долга у компании будет хватать.

Дивиденды компании

vyplaty dividendov kompanii 1024x897
Выплаты дивидендов компании

С 2020 финансового года компания планирует направлять на выплату дивидендов:

  • либо более 50% от чистой прибыли по МСФО, если DEBT/EBITDA не превысит 1 после выплаты дивидендов
  • либо более 33% от чистой прибыли по МСФО, если показатель DEBT/EBITDA будет в диапазоне от 1 до 2

В любом случае компания гарантирует минимальный размер дивидендов в размере 5 миллиардов рублей. Пока точный размер дивидендов непонятен. Он будет определяться на общем собрании акционеров. Но в целом при выплате минимальных дивидендов в 5 миллиардов рублей дивдоходность по акциям Самолёта может составить:

  • 8,7%, если покупать акции по 950 рублей (это нижняя граница диапазона размещения)
  • 7,5%, если покупать акции по 1100 рублей (это верхняя граница размещения)

Это не самая высокая дивидендная доходность для российского рынка с учётом того, что это компания третьего эшелона. Например, ожидаемая доходность акций Globaltrans, которые тоже появляются на Московской бирже на этой неделе, в следующие 12 месяцев может составить 17%.

Перспективы компании

Какие факторы могут поддерживать рост котировок в ближайшее время?

  1. Нужно понимать, что для более быстрого развития компании ГК «Самолёт», в отличие от других девелоперов, работает по модели создания совместных предприятий с собственниками земельных участков. Это позволяет избежать чрезмерной долговой нагрузки при вхождении в новые проекты
  2. Инвестиционная идея роста поддерживается за счёт низких ставок по ипотеке и ожидания консолидации российского рынка недвижимости после введения эскроу-счетов

Главные факторы потенциального роста ГК «Самолёт»

grafik dinamiki stavok po ipoteke 1024x434
График динамики ставок по ипотеке
  1. В целом это довольно благоприятная рыночная ситуация, как это ни странно. За счёт низких ставок по ипотеке жильё становится более доступным. Это провоцирует рост спроса. Люди хотят влезть в ипотеку сейчас, пока ставки относительно низкие. Они прекрасно понимают, что в какой-то момент ЦБ снова может повысить эти самые ставки. Даже за 9 месяцев 2020 года доля ипотеки в бизнесе Самолёта уже выросла по сравнению с 2019 годом
grafik dinamiki predlozhenija zhilja 1024x963
График динамики предложения жилья
  • Снижение предложения на рынке. Сейчас оно находится на минимальных уровнях за 8 лет в Московском регионе
  • Компания запускает новые инновационные проекты. Это может способствовать росту продаж и дохода. В числе таких инновационных проектов:
  • трейд-ин жилья, то есть обмен старого жилья на новое с доплатой
  • запуск собственного агентства недвижимости
  • дополнительные платные услуги по меблировке жилья
  • устройство и интеграция в квартирах системы «Умный дом»
  • Увеличение продаж в регионах с наибольшей рентабельностью, коими являются Москва и Московская область
proekty gk samoljot 1024x494
Проекты ГК Самолёт
  • Самолёт в 2020 году запускает 5 проектов, из которых 3 — именно в Москве

Складывается ощущение, что потенциал для развития у ГК «Самолёт» в будущем, действительно, есть.

Мультипликаторы компании

multiplikatory kompanii 1024x275
Мультипликаторы компании

На базе мультипликаторов EV/EBITDA и EV/Sales даже по нижней границе размещения Самолёта (по 950 рублей) можно увидеть, что сейчас он оценен дороже своих конкурентов. При этом уровень долговой нагрузки у Самолёта достаточно высок.

Если посмотреть именно на долговой фактор, то та же компания ПИК на данный момент выглядит значительно устойчивее, чем Самолёт. Поэтому складывается ощущение, что сейчас владельцы компании оценивают её несколько дороже конкурентов без видимых на то причин.

Выводы

Я бы всё-таки обратил внимание на то, что в целом сейчас времена для строительного сектора могут быть довольно непростыми. Но так или иначе новый эмитент на бирже — это всегда хорошая новость для людей, которые формируют диверсифицированный портфель.

Акции, облигации и ETF мы покупаем через брокера Тинькофф Инвестиции. Сейчас там крутое предложение - собираешь портфель, и если стоимость акций упадёт, то тебе возвращают разницу. Переходи по нашей Партнёрской ссылке и получишь бонус просто так.

Мы инвестируем в IPO и pre-IPO. Можете с нами - в United Traders. Если не знаете, что это такое - прочитайте эту статью. 1200%C3%97628

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

девять + 10 =